Рекомендации по организации подготовки кадров для сферы школьного и студенческого туризма
по итогам научно-практического семинара по теме: «Проблемы и перспективы подготовки кадров для школьного (детского) и студенческого (молодежного) туризма» в рамках деловой программы XIV Петербургского международного образовательного форума
27 марта 2024 года в институте экономики и управления РГПУ им. А.И Герцена был проведен научно-практический семинар, посвященный проблемам подготовки кадров для школьного и студенческого туризма. Организатором семинара выступила кафедра туризма, сервиса и гостеприимства. В семинаре приняли участие преподаватели и студенты вузов, представители турбизнеса, музейной сферы, системы общего и дополнительного образования.
Детский и молодежный туризм в России активно развивается, что требует создания единой системы подготовки и переподготовки кадров, отвечающей современным требованиям XXI века. Эффективное управление развитием детского и молодежного туризма, создание педагогических условий подготовки профессиональных специалистов в этих областях является актуальной практической задачей.
Цели и задачи семинара, связанные с обменом опытом и результатами научных исследований в области повышение качества подготовки кадров для школьного и студенческого туризма, были достигнуты.
В ходе семинара были выявлены и обсуждены следующие проблемы:
— отсутствие взаимодействия между подготовкой кадров для туриндустрии, организации производства турпродукта (направление подготовки бакалавров 43.00.02 — Туризм) и подготовкой школьных педагогов в области организации образовательных поездок для учеников;
— отсутствие комплексных согласованных программ предметного обучения школьников с использованием выездного обучения в общеобразовательных организациях по таким предметам, как история, краеведение, география, литература и др.;
— современные педагоги не имеют достаточных компетенций у в области организации туристских и экскурсионных поездок для школьников;
— организаторы туристских и образовательных мероприятий (фестивалей, олимпиад, конкурсов, конгрессов и конференций) недостаточно осведомлены в области туристских потребностей школьников и студентов;
– отсутствие сотрудничества и согласованности в действиях представителей общего, высшего образования и туристской индустрии, недостаток взаимодействия педагогов и представителей турбизнеса в сфере организации школьного и студенческого туризма разных направлений (образовательного, спортивного).
В ходе обсуждения были отмечены благоприятные условия для решения этих проблем и развития внутреннего школьного и студенческого туризма в нашей стране:
— включение в программу общего образования по истории курсов истории родного края,
— обязательная реализация программ по краеведению и туризму в рамках проекта «Школа Министерства просвещения»,
— поддержка этих программ проектами и грантами Федерального агентства по делам молодежи,
— богатый опыт отдельных образовательных организаций и педагогов, в том числе РГПУ им. А.И. Герцена.
— организация различных форм творческой деятельности школьников на базе культурно-исторических и музейных комплексов,
— подготовка к профессиональной деятельности студентов вузов в рамках программ высшего образования, их активное участие в федеральных конкурсах, олимпиадах, фестивалях, предоставляющих возможности профессионального развития молодежи в области туризма и сферы гостеприимства.
В результате обсуждения были внесены следующие рекомендации предложения:
- Продолжить контакты представителей турбизнеса, музеев, организаторов мероприятий для школьников с учителями и управленческими командами средних школ и преподавателями туристских дисциплин в РГПУ им. А.И. Герцена
- Организовать ряд переговорных площадок с целью выявления запроса со стороны общего образования на методологическую и методическую поддержку в разработке и реализации краеведческих и туристских программ.
- Выявить трудности, которые испытывают педагоги школ при разработке и реализации школе программ краеведения, школьного туризма, программ летних лагерей. По результатам подготовить дополнительную профессиональную программу для педагогических работников.
- Вовлекать студентов, обучающихся по направлению «Туризм», в разработку учебных материалов (в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ) для их реализации в общем и дополнительном образовании.
- Увеличить для студентов, обучающихся по направлению 43.03.02 «Туризм» объем практико-ориентированных занятий в рамках учебных программ, организовывать профессиональные встречи и дополнительные занятия с представителями реального сектора.
- В рамках разработки проекта Специализированного учебно-научного центра «Сервисные технологии и индустрии туризма» запланировать издание двух методических пособий-учебников (индексируемых в РИНЦ): Сборника тестов по подготовке к олимпиадам индустрии туризма и гостеприимства. Сборника теоретических, творческих и практико-ориентированных заданий по подготовке к олимпиадам индустрии туризма и гостеприимства.
- В рамках портала Всероссийского (с международным участием) сетевого проекта по развитию и популяризации профессий индустрии туризма и гостеприимства «Глобальное образование: индустрия туризма и гостеприимства» рассмотреть возможность сотрудничества между представителями туриндустрии и студентами для поиска первого места работы (Студенческая биржа труда).
- Рассмотреть возможность подготовки педагогических кадров, а затем и их сертификации, в области планирования и организации совместно с представителями турбизнеса туристских программ для школьников.
- Популяризировать среди школьников и студентов получение профессии ассистент экскурсовода.
- Использовать возможности участников семинара для информирования школьников и студентов о мероприятиях в области туризма.
- Информировать представителей Экспертной рабочей группы по социальной политике и инклюзивному туризму при Комитете Госдумы Российской Федерации по труду, социальной политике и делам ветеранов, Комитета по детскому и семейному туризму Российского Союза Туриндустрии о необходимости разработки студенческих абонементов на базе музеев, мультимедийных приложений в помощь педагогам, реализующим программы краеведческой и туристской направленности.
Данные направления деятельности будут осуществляться в рамках программы развития института экономики и управления, найдут отражение в планах работы кафедры туризма, сервиса и гостеприимства.
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА